События

27 июня 2016

Банки, ритейл, телеком и Центробанк обсудили совместное будущее и маркетплейсы на форуме FinWin2016

В ближайшие год-полтора Россия переживет серьезную трансформацию в сфере маркетплейсов, заявил председатель совета директоров «Юлмарт» Дмитрий Костыгин на форуме FinWin 2016, состоявшемся 23 июня. Банки, телеком, ритейл и регулятор впервые собрались вместе, чтобы обсудить совместное будущее в перспективе грядущих изменений рынка.

Прежде всего, поскольку термин «маркетплейс» появился на российском рынке относительно недавно, участникам понадобилось определиться с тем, что именно они под ним понимают. «Истинные маркетплейсы (мы, по крайней мере их определяем так) – где есть полноценные клиринговые эскроу-решения. Примером такого маркетплейса может выступать РТС. На бирже вы платите деньги не за нефть, не за драгметалы и не за акции, а биржа их получает в счет расчета с другим клиентом», – пояснил председатель совета директоров Юлмарт Дмитрий Костыгин.

Он рассказал, что, по его ощущению, Россия в ближайшие год-полтора переживет серьезную трансформацию в сфере m-commerce, e-commerce, маркетплейсов. Онлайн-ритейл догонит свои зарубежные аналоги. «На наш взгляд, в России не будет отдельного товарного маркетплейса, как IT-решения, а будет он на базе интернет-ретейлера (подобно Amazon)», – заявил Дмитрий Костыгин.

Совет претендента на создание «российской Alibaba» банкам таков: «Надо держать ухо востро, клепать продукт, его все время как-то адаптировать. Я сторонник продукта и размышлений. <…> Мы все обречены так или иначе на сотрудничество и никуда друг от друга не денемся. Вопрос в масштабе взаимодействия и в разделении маржи».

В панельной дискуссии представители банков, ритейла, телекома и регулятора обсудили перспективность модели финансовых и банковских маркетплейсов.

Старший вице-президент Банка «Открытие» Максим Янпольский так пояснил возросший интерес банков к небанковскому бизнесу: «Потребности клиента по отношению к банку, по существу, не менялись. Понятно, что регулирование и меняющееся потребление этих услуг приводит к тому, что маржа сдувается. Кто-то посчитал, что весь мировой банковский рынок – это 3 трлн долларов. Понятно, что он будет сокращаться. Банки внутри будут бесконечно конкурировать, улучшая свои процессы и придумывая новые фишки, но это игра ограниченная и достаточно сложная. А вокруг этого пирога есть достаточно много смежных интересных вещей, куда можно выходить, которые составляют из себя существенно больший рынок смежных услуг. И понятно, что банкам достаточно легко туда выходить, поэтому они будут искать какие-то модели, и идти».

«Мы для себя приняли, как факт, что не идти туда мы не можем, потому что не считаем, что в ближайшие 10-15 лет финансовые сервисы сами по себе будут настолько важны, что человек по прежнему будет идти в банк, удовлетворяя ровно эти кусочки потребностей. Поэтому для нас это не buzzword. Маркетплейсы – это реальная история – даже более реальная, чем мы пока себе можем представить», – рассказала директор департамента развития отношений с клиентами Сбербанка Яна Павлова

Генеральный директор «Яндекс.Маркета» Павел Алешин выразил мнение, что маркетплейсы всегда двигают рынок, на котором создаются. «Конечно, финансовый маркетплейс имеет право на существование – все предпосылки есть», – заявил он.

Директор по финансовым сервисам и услугам «Билайна» Виктор Шкипин, рассказал, что оператор сейчас «очень плотно» занимается созданием маркетплейса. По его мнению, именно провайдеры сотовой связи могут претендовать на центральное место в жизни клиента, как потребителя: «Единственное условие, чтобы появился маркетплейс – это доступ к огромному количеству людей, и таких игроков на рынке всего четыре – Сбербанк и три сотовых оператора».

Однако если Сбербанк считает, что обязан гарантировать клиенту качество, Виктор Шкипин придерживается несколько иной модели: «Пока то направление, в котором буду двигаться лично я – потому что мы уже вплотную подошли к массовой продаже финансовых продуктов – это очень четкое объяснение человеку, что мы – маркетплейс. Вы получили определенные финансовые услуги на преферентных условиях просто благодаря тому, что вы – абонент «Билайна». Надо выращивать психологию массового потребителя, что есть поставщики и провайдеры услуг, а есть просто маркетплейсы. Пока мы этого не сделаем, любой маркетплейс будет в ответе за абсолютно все, что он продает».

Подытожив дискуссию, директор департамента финансовых технологий, проектов и организации процессов Банк России Вадим Калухов выразил острожную позицию регулятора относительно создания банками маркетплейсов:   «Если это принесет доход и устойчивость банку – мы только за. <…> Бесполезно не верить, если есть интерес. Если есть интерес – придут люди, а придут люди – так или иначе, будут продажи».

В конкурсе проектов победителями стали: Seeneco, iSimple, ModulPOS и THEWAAY. Последний был определен аудиторией форума с помощью голосования в нетворкинг-сервисе MeYou.

Также на форуме состоялось награждение за особые достижения в области развития финансовых услуг для банков и финансовых компаний по версии сообщества FutureBanking. Номинанты и победители были выбраны сообществом FutureBanking в соцсетях издания. Читатели сами выдвигали кандидатов, а победителей среди них были выбирали открытым голосованием.

Банки были награждены в пяти номинациях. Приз за Лучший розничный клиентский сервис достался Альфа-Банку. Лучшим сервисом для малого и среднего бизнеса аудитория признала Модульбанк, и он же получил приз как Самый открытый банк. Самым технологичным банком был признан Сбербанк. А звание Самого перспективного маркетплейса досталось Тинькофф Банку.

Авторы лучших вопросов из аудитории и лучшего фото у пресс-волла получили призы от концепт-партнеров форума – компании Клаустрофобия и фестиваля Alfa Future People. Традиционно гостей встречал робот Алантим из МТИ.

Участники отметили большой интерес к теме и оживленность дискуссий с участием аудитории: «Я шел на это мероприятие с ощущением, что здесь будут скучные банки, а вы гораздо более веселые, чем обычно интернет-сборище», – сказал в ходе панельной дискуссии Павел Алешин (Яндекс.Маркет).

Партнерами мероприятия выступили: «Компания БКС»,Eqvilibria, «Вирту Системс», TaxFree4U, Rubbles.

В Конкурсе проектов приняли участие: «Налогия», Sign.Me, Cards Mobile, ModulPOS, THEWAAY, Double Data, Brainysoft, iSimpleLab, Seeneco, Sweetcard, «Фабрика Юзабилити».

 

Участники выставки: 1С, Московская биржа.

Поделиться:
 

Возврат к списку