Актуально

31 августа 2021
 

Как бизнесу подготовиться к налоговой реформе

Об изменении Налогового кодекса принято говорить, как о техническом действии. На самом деле это ни что иное как налоговая реформа. Об этом прямо говорил и глава Минфина Антон Силуанов на ПМЭФ. «Налоговая служба стала настолько крутая, настолько технологичная, что это действительно нас сподвигает к тому, чтобы поменять ряд целых положений Налогового кодекса, а может, даже и весь Налоговый кодекс».  Управляющий партнер TOPLINE Наталья Ненашева рассказывает об усилении контроля со стороны ФНС из-за внедрения цифровой платформы и о последствиях, которыми может обернуться для предпринимателей новый налоговый режим.

Что означает технологическая революция ФНС

Развитие финансового контроля со стороны государства и совершенствование налогового администрирования – ключевые цели грядущих изменений.

Появится возможность заполнения электронных документов, автоматическое предоставление различных документов для налогоплательщиков, оформление документов онлайн – ФНС готовится к внедрению цифровой платформы при которой все взаимодействие и оценка налогоплательщика будет производиться автоматически.

Цифровая прозрачность такого рода позволит государству эффективно ловить за руку тех, кто уходит от налогов. Технологии уже опережают требования закона в решении задачи пополнения бюджета.

Многие предприниматели столкнулись с повышенным контролем. У банков появились полномочия поставить под сомнение многие операции в контексте борьбы с обналом. Система мониторинга АСК НДС позволяет ФНС мониторить взаимосвязанные фирмы. Повышению прозрачности также способствуют системы прослеживаемости для импортных товаров и маркировка.

Меры по повышению прозрачности, хоть и внедрены по разным направлениям, достигают одной цели – предприниматель теперь будет как на ладони.

Цифровая настройка ФНС на глубокий мониторинг предпринимателей – лишь первый шаг. Государство оценивает объем экономики, потенциальных сборов с бизнеса, а также эффективность своих инструментов по взысканию. А дальше – возможны любые налоговые маневры вплоть до повышения налогов.

Хотя бизнес уже давно живет в условиях постоянного роста налоговой нагрузки. Судите сами – была повышена ставка НДС (с 18% до 20%), нагрузка по имущественным налогам, ограничены возможности учета убытков при расчете налога на прибыль, упразднен ЕНВД, введена повышенная ставка НДФЛ. Ежегодно индексируются ставки акцизов, «предельные уровни» страховых взносов.

И все это происходит на фоне официально заявленного курса на «неизменность» и «стабильность» налоговой системы. Такая непредсказуемость – плохой сигнал для бизнеса, особенно для тех, кто оценивает возможности развития на горизонте нескольких лет.

Точки раздора

Какими последствиями может обернуться для предпринимателей новый налоговый режим.

1. Придется поискать деньги для проектов, которые раньше поддерживались на оборотные средства. Их сможет стать меньше. Налоговый период теперь будет равен одному месяцу, а налоги за предпринимателей будет считать налоговая инспекция. Это означает, что возможности «крутить» отложенные на будущие фискальные платежи деньги лишние два месяца уже не получится.

2. Многим компаниям не стоит спешить соглашаться на повышение общей ставки на 4%. Государство предлагает малому бизнесу на 4% повысить налоги, отменив при этом страховые взносы. Расходов на страховые взносы у МСП нет, а льгот в качестве компенсации не предусмотрено. Для МСП, работающих с самозанятыми, преимущества нового подхода не очевидны.

3. Для большинства предпринимателей изменения означают ускоренный и, скорее всего, дорогостоящий переход на цифровизацию. ФНС намерена контролировать частный бизнес в режиме онлайн. При этом далеко не у всех предпринимателей сегодня даже установлены онлайн-кассы. А считать расходами ФНС намерена только операции по расчетным счетам или ККТ.

У МСП уже не будет возможности навести порядок с накладными, до которых не дошли руки в предыдущем квартале, отложить на время оформление перевозок. Переводить бухгалтерию на новые рельсы нужно уже сейчас.

 4. Нужно учесть и неминуемый рост сопутствующих расходов. На банки ляжет функция налогового агента и это может спровоцировать рост ставок за банковские услуги.

Времени на перестройку у предпринимателей осталось немного. При необходимости изменения могут проводиться в кратчайшие сроки. Достаточно вспомнить, как за полтора месяца в 2018 году было принято решение о повышении НДС до 20%. В июне законопроект появился в Госдуме, в августе – был подписан.

Поделиться: