От финансовой грамотности к финансовой безопасности

03 августа 2020

Наталья Ненашева, Topline: Дробление бизнеса – оптимизация или налоговое преступление

Резкий взлет прибыли интернет-магазинов во время самоизоляции заставил предпринимателей искать способы остаться на льготных налоговых режимах. Управляющий партнёр консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева рассказывает специально для NBJ, как в поисках экономии не стать объектом внимания налоговой.

Экономить на налогах сегодня предпринимателям позволяет применение специального налогового режима – упрощенной системы налогообложения (УСН). Этот режим позволяет избежать уплаты 20% налога на прибыль и 20% НДС (при УСН оплачивается 6% с выручки или 15% с прибыли).

Эпидемия коронавируса спровоцировала активный рост продаж в интернете. Большинство онлайн – магазинов работают на УСН, рост выручки буквально за считанные месяцы привёл к превышению установленного законодательством лимита в 150 миллионов рублей.

В таком случае предприниматели утрачивают право на применение упрощённой системы налогообложения. Если переход на другой режим налогообложения не был осуществлён или осуществлён несвоевременно, то компании уплачиваются пени и штрафы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. (статья 126 НК РФ).

Перевод на ОСН и доначисление НДС для многих предприятий интернет - торговли в лучшем случае означает потерю прибыли, в худшем – компании будут разорены. Общее падение маржинальности и покупательной способности не гарантирует, что такая прибыль сохранится в будущих периодах.

Одним из популярных механизмов искусственного поддержания лимита выручки по УСН с целью уменьшения налоговых платежей стало дробление бизнеса.

 Наиболее распространенные примеры дробления бизнеса:

•          выделение организации или ИП на УСН

•          вывод части деятельности на ООО или ИП, применяющих УСН

•          разделение одного бизнеса на аффилированные организации, применяющие УСН

•          создание сети комиссионеров на УСН

•          вывод товарных знаков и иных активов на ИП бенефициара с целью выплаты роялти

Такая схема как дробление бизнеса в целях применения УСН находится под пристальным вниманием налоговиков. ФНС и Следственный комитет расценивают дробление бизнеса как умышленное уклонение от уплаты налогов (ст.199 УК РФ). Компаниям, применившим этот подход, проверяющие органы могут рассчитать налоги исходя из всей суммы доходов, полученных зависимыми лицами, и вменить доначисления плюс штрафные санкции материнской компании (признаки, по которым налоговые органы «вычисляют» недобросовестных налогоплательщиков, подробно изложены в письме Федеральной налоговой службы от 11 августа 2017 г. № СА-4-7/15895@).

Если налогоплательщик не сможет обосновать экономическую сущность дробления бизнеса, суды признают доначисления правомерными.

Если не запрещено, то разрешено

Конституция дает право гражданину на регистрацию неограниченного количества субъектов предпринимательской деятельности. Это базовые и неотменяемые в рамках действующей Конституции гражданские свободы. Проявлением недобросовестности считается создание юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности.

Примечательно, что понятие «дробление бизнеса» законодательство Российской Федерации не содержит, равно как и понятия «необоснованная налоговая выгода». Всё это – оценочные суждения. Налоговый орган должен указать в акте обстоятельства, на основании которых он пришёл к выводу, что субъект предпринимательской деятельности злоупотребляет правом. Ни один из перечисленных выше признаков незаконного дробления бизнеса сам по себе не является доказательством необоснованности налоговой выгоды предпринимателя. Всегда в российской судебной практике речь идёт о совокупности обстоятельств, которыми доказывается, что единственной целью дробления была экономия на налогах. Налоговой придется установить не один из перечисленных признаков сам по себе, например, аффилированность или взаимозависимость участвующих в схеме экономических субъектов, а должным образом интерпретировать полученные факты как доказательства наличия общего органа управления группой или фактической несамостоятельности субъектов предпринимательства.

В российской судебной практике появляются случаи, когда предпринимателям удавалось доказать факт осуществления самостоятельной предпринимательской деятельности каждой компании группы. При этом судьи признаков дробления бизнеса в решениях налоговых инспекций не усмотрели (см. постановления арбитражных судов Уральского округа от 28 мая 2015 г. N Ф09-2951/15, Дальневосточного округа от 21 января 2015 г. N Ф03-5980/14).

Каждый такой случай пока что индивидуален. Объединяет их то, что новые компании на УСН создавались четко под решение конкретной бизнес задачи – реализации нового продукта или услуги, выхода на другие рынки. Для реализации задачи использовался другой офис, торговый знак, IP-телефония, привлечены новые команды сотрудников.

Практика показывает, что доказать экономическую целесообразность создания новых компаний вполне возможно, если у предпринимателя действительно есть экономически обоснованная цель создания нового бизнеса на УСН.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку