Новости банков
Совкомбанк
15.10.2020 15:52

Ускорение цифровизации и изменение потребительского поведения: как пандемия повлияла на держателей карты «Халва»

A A A
С момента введения карантинных мер и режима самоизоляции прошло уже больше 6 месяцев, и мы можем подвести первые итоги влияния пандемии и мер по её сдерживанию на сегмент карт рассрочки и потребительское поведение наших клиентов.

Уход покупок в он-лайн и восстановление спроса

С момента введения режима самоизоляции доля он-лайн покупок по карте рассрочки «Халва» выросла более чем в 2 раза с 8% в период перед пандемией до 18% в настоящее время (1 кв. 2020 vs 3 кв. 2020 гг..). При этом обороты в целом по карте рассрочки в третьем («пост-карантинном») квартале показывают уверенный рост как в офф-лайне, так и в он-лайне. Средние траты (спендинг) по карте «Халва» в августе выросли на 15% к июлю и превысили средние траты на конец марта 2020 г. на 19%. В целом оборот по «Халве» в августе стал рекордным за последние 3 года.

Увеличение использования мобильного приложения

Введение карантинных ограничений, а также массовый переход сотрудников российских компаний на удаленный режим работы значительно повысили активность использования мобильных банковских приложений. С января по июль 2020 года средняя дневная аудитория (DAU) и средняя месячная аудитория (MAU) мобильного приложения «Совкомбанк-Халва» выросли на 50% до 600 тыс. чел. и 2,5 млн чел. соответственно. В данный момент в среднем за день мы фиксируем около 13 000 скачиваний мобильного приложения «Совкомбанк-Халва» в AppStore и Google Play, при том, что в 2019 году среднее количество скачиваний приложения составляло 8 500.

Последствия пандемии коронавируса значительно ускорили темпы цифровизации клиентского поведения: за 2-3й кварталы этого года по доле бесконтактных платежей и активности использования клиентами мобильного приложения были достигнуты результаты, которые банк прогнозировал только к концу 2021 года

Старшее поколение распробовало мобильное приложение и бесконтактную оплату

Популярность и частота использования мобильного приложения в период пандемии почти перестала коррелировать с возрастом клиентов. В частности, ранее наименее активная в части использования мобильного приложения группа клиентов возраста 45+ за время пандемии существенно увеличила частоту скачивания и использования мобильного приложения. На 01.01.2020 доля клиентов этой группы регулярно использующих МП составляла 29%, в то время как на конец третьего квартала она выросла до 42%. Доля бесконтактных платежей в целом по всем клиентам «Халвы» составляет 86%. При этом доля бесконтактных платежей в категории 45+ уже превысила 60%.

Изменение потребительского поведения из-за пандемии

Начиная со второго квартала 2020 г. мы наблюдаем сдвиг сезонных покупок из-за отложенного спроса, связанного с пандемией коронавируса и введения режима самоизоляции. Так сезонный рост в DIY начался не в конце апреля, как это было всегда раньше, а в последней декаде мая и продлился гораздо дольше, фактически до середины сентября. При этом спад носил не столь выраженный характер – объёмы покупок в DIY в конце сентября примерно на 10-15% выше показателей 2019 года. Таким образом, в некоторых товарных категориях границы сезонности постепенно расширяются и размываются, а объемы покупок распределяются более равномерно в течение календарного года.

В категориях «Одежда и обувь», а так же «Ювелирные украшения» мы увидели всплеск продаж в июле, рост продаж не соответствовал аналогичным периодам прошлого года. Ритейлеры, перезапускали офф-лайн розницу, распродавали остатки, проводили распродажи с высокой глубиной скидок. По итогам первого полугодия покупки в категории «Электроника» вышли на чистое первое место, как по среднему чеку транзакций, так и по совокупному месячному объему покупок по карте «Халва».

Прогнозы по выдачам карт рассрочки в 2020 году

По итогам августа доля карты рассрочки «Халва» в общем объеме выданных карт с лимитом в России составила около 11% и каждый месяц мы фиксируем рост этой доли. По нашим прогнозам к концу года доля карты «Халва» в общем объёме выданных карт составит около 15%.


ПАО «Совкомбанк» входит в 10-ку крупнейших российских банков (активы: 1,5 трлн руб. по МСФО). В банке трудятся 15,8 тыс. сотрудников в 2,2 тыс. отделениях и мини-офисах, расположенных в 953 населенных пунктах РФ. Банк предоставляет весь спектр банковских услуг физическим и юридическим лицам, в том числе субъектам малого и среднего бизнеса, участникам госзакупок и тендеров.

Кредитоспособность Совкомбанка оценивают шесть рейтинговых агентств: три иностранных и три национальных. Кредитные рейтинги банка по международной шкале: «ВВ/B», прогноз «стабильный» (Standard&Poor’s), «Вa2», прогноз «стабильный» (Moody’s), «ВB+», прогноз «стабильный» (Fitch Ratings). Кредитные рейтинги банка по национальной шкале: «A+», прогноз «позитивный» (АКРА), «ruА+», прогноз «позитивный» («Эксперт РА»), «АА-», прогноз «стабильный» («НКР»).