Архив номеров

№10 (194) Октябрь 2020

Тема номера: Читайте в октябрьском номере

Публикации
Банкам придется отвечать за качество взыскания проблемных розничных долгов де-факто. Сейчас они могут нарушать профильный 230-ФЗ безнаказанно из-за пробелов в действующем законодательстве. В ближайшее время эту «калитку» обещают закрыть. Правоприменительная практика меняется: сегодня главная цель – не «выбить долг» любой ценой, а вернуть средства на приемлемых для проблемного заемщика условиях. Ряд банков уже не продает, а выкупает права требования по своим просроченным кредитам.
В начале осени ситуация с реструктуризацией кредитов граждан и предпринимателей резко изменилась. В середине сентября произошел резкий скачок заявлений заемщиков с просьбами об отсрочке выплат. Массовые просьбы должников на фоне второй волны пандемии могут затруднить некоторым кредитным учреждениям выход из коронакризиса.
В различных рейтингах, претендующих на оценку степени соответствия банков современным цифровым вызовам, Сбер и банк «Тинькофф» неизменно оказываются в первых строчках. А «Яндекс» давно стал главной цифровой визитной карточкой России. И так совпало (или было намеренно вручную сведено в одной точке), что все эти «витринные» российские компании в конце сентября разом оказались в фокусе общественного внимания. И оказались к этому не готовы, представ в несколько неожиданном свете.
Банк России подготовил и обнародовал на своем сайте памятку по оформлению новой формы отчетности о предметах залога. Она поможет банкам подготовиться к предоставлению информации в единый реестр, который будет введен в «боевой» режим следующим летом. О целях, специфике и перспективах нового проекта регулятора рассказал шеф-редактору Национального банковского журнала Сергею АРТЕМОВУ глава Службы анализа рисков Банка России Александр ДЫМОВ.
Вторая волна пандемии может заставить компании снова прибегнуть к помощи государства. Управляющий партнёр консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева специально для NBJ рассказывает, какие меры господдержки оказались спасительными для бизнеса во время первой волны пандемии, а от каких лучше воздержаться.
В интервью NBJ Алексей ЧАПЛИН, директор компании «Кредит-Финанс» рассказывает о том, как за эти годы изменился российский рынок МФО, на что необходимо обращать внимание клиенту при выборе микрофинансовой организации, и как выстраивать взаимоотношения с кредитором в случае возникновения финансовых трудностей.
Налоговый мониторинг – это взаимовыгодное сотрудничество между крупным бизнесом и налоговыми органами, которое предполагает полную доступность операций в обмен на освобождение от налоговых проверок и онлайн-контроль за соблюдением налогового законодательства. Рассказывает Ольга ПАХОМОВА, ведущий эксперт компании «Неофлекс».
Владимир ЧЕРНИКОВ, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», подвел итоги первого полугодия на рынке страхования жизни и объяснил, как менялись страховые продукты и подходы компаний в новых условиях.
Наталья Касперская, президент ГК InfoWatch, председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» в своей авторской статье для спецвыпуска UpGrade Национального банковского журнала размышляет о том, зачем вообще нужно импортозамещение, о котором так много говорит наша законодательная и исполнительная власть в последнее время? Ведь это так здорово – свободно использовать всё самое лучшее, новейшее, придуманное и разработанное по всему миру, и всегда быть на острие прогресса!
Новыми гостями спецпроекта Национального Банковского Журнала и радио MediaMetrics стали представители компании ОТР. В рамках программы «Деловой Гамбит», ведущая Екатерина Ярцева вместе с экспертами: техническим директором Анатолием Безрядиным и заместителем директора департамента сопровождения Евгением Шевяховым разбираются в животрепещущих вопросах о будущем искусственного интеллекта в России.
В ноябре в США пройдут президентские выборы, и сейчас ведущие деловые американские СМИ, финансовые аналитики и эксперты строят предположения о возможном влиянии победы того или иного кандидата на развитие банковского дела. Интрига усиливается и тем, что оба основных претендента на пост главы государства, Дональд Трамп и Джозеф Байден, идут в рейтингах практически «ноздря в ноздрю». Финансовый сектор США замер в ожидании.
Аналитики «Делойт» определили факторы, по которым граждане выбирают банк для обслуживания, а также оценили влияние используемых банками бизнес-моделей на активность клиентов. По результатам проведенного опроса, самыми популярными банками признаны Сбер, ВТБ и «Тинькофф».
Конкурентная среда на российском кредитном рынке продолжает ухудшаться. За последние семь лет доля региональных банков в активах сократилась вдвое. Жизнеспособные локальные банковские системы, обеспечивающие соперничество с федеральными игроками, сохранились всего в нескольких субъектах федерации. Госбанки, пользуясь дешевым фондированием и привилегиями в госпрограммах, забирают во время региональной экспансии, как правило, только качественных заемщиков, при этом не обращая внимания на остальных. В результате местные игроки покидают рынок, доступность финансовых услуг в российских провинциях существенно снизилась. Об этом на онлайн-завтраке «У Тосуняна», который много лет организует Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, заявил управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Александр САРАЕВ. По его прогнозу, на горизонте двух лет около 30 из 165 региональных банков могут покинуть рынок. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные выдержки из его презентации.
Конфликт службы информационных технологий с информационной безопасностью есть всегда, считают эксперты. И хотя само слово «конфликт» обладает отрицательным оттенком, и многие подсознательно стараются его либо избегать, либо не замечать, имеющиеся противоречия можно не только преодолеть, но и придать им конструктивный характер.
В августе текущего года стало известно, что Банк России поддержал предложение Ассоциации банков России перенести срок перехода на отечественное ПО и оборудование на 2025 год. По мнению представителей рынка, это является обдуманным и взвешенным решением и будет способствовать более органичному и плавному переходу отечественных финансово-кредитных организаций на российское ПО.
При переводе сотрудников на удалённый режим работы организации обычно сталкиваются с рядом проблем. Однако стоит разделить плановый осознанный перевод части персонала на удаленную работу и экстренный переход на режим самоизоляции всего штата сотрудников, как произошло в нашей стране в марте 2020 года. При плановом переходе можно в штатном порядке продумать комплекс организационно-технических мер обеспечения информационной безопасности, обеспечить сотрудников необходимым комплектом СЗИ и СКЗИ, разработать инструкции и т.д. При вынужденном экстренном переводе персонала на работу из дома таких возможностей, конечно же, не бывает. Как действовать в такой ситуации? Рассказывает Сергей Петренко, директор продуктового направления «Защищённые носители информации» компании «Аладдин Р.Д.».
Web Control – известный российский дистрибьютор специализированных решений систем управления внутренней безопасностью и оптимизации сетей. Частная компания ведет свою деятельность в сфере информационной безопасности с 2008 года. Генеральный директор Андрей Акинин рассказал NBJ, как происходит цифровая трансформация российского бизнеса, что представляют из себя системы контроля действий и прав привилегированных пользователей (PAM – Privileged Access or Account Management ) и, в частности, решение BeyondTrust, которое его компания предлагает на российском рынке.
Перечень услуг, акции, интерфейсы мобильных приложений, тарифы у разных банков сейчас похожи как две капли воды. Хорошие идеи, появившиеся у лидеров рынка, через считанные недели реализуются другими банками. Волна самоизоляций и карантинных мероприятий превратилась в шторм и надолго запомнится особенно тем бизнесам, кто его не пережил и прекратил свое существование. Те, кто выжил – затянули пояса и ждут более спокойных времён, чтобы снова инвестировать, считает Леонид Перминов, руководитель направления "Контактные центры" компании CTI. Во что? По его мнению, в автоматизацию обслуживания клиентов за счет внедрения различных диалоговых роботов на основе искусственного интеллекта. NBJ публикует его авторский материал на эту тему.
Сергей Путятинский, заместитель председателя правления Московского кредитного банка, курирующий ИТ-блок и операционную работу в кредитной организации, в интервью NBJ рассказал о внедрении новой автоматизированной банковской системы.
Своим взглядом на тему импортозамещения делится Валентин Макаров, Президент НП «РУССОФТ». РУССОФТ является влиятельным объединением компаний-разработчиков программного обеспечения России. На 2020 год оно объединяет более 170 ИТ-компаний со штатом более 70 000 высококвалифицированных сотрудников.
В определенной степени нам повезло – скоро 10 лет, как мы работаем в российской цифровой банковской индустрии, 3 года, как мы реализуем проект международной экспансии. За это время мы смогли подробно изучить цифровые каналы, развиваемые российскими банками, сравнить используемые в них технологии с теми, которые используются в других регионах мира. У нас была возможность на практике убедиться в справедливости оценок дистанционных финансовых систем и сервисов международными консалтинговыми компаниями. Все это позволяет нам утверждать, что технологии и опыт развития цифровых каналов в российских банках потенциально очень востребованы на международном рынке.
Цифровые каналы стали ключевым конкурентным преимуществом в финансовой сфере. По оценке McKinsey, у отечественных банков-лидеров «цифрой» пользуются почти 75 % клиентов. По оценке западных экспертов, каналы дистанционного обслуживания российских банков обладают гибкостью, удобством использования и высоким уровнем безопасности. С помощью цифрового банкинга предприятия и граждане могут не только управлять своими средствами и проводить транзакции в режиме 24/7, но и в любом месте решать любую рутинную задачу: оплатить квитанцию за ЖКХ, штраф, сделать денежный перевод, открыть счет, вклад, юрлицо без визита в налоговые органы и многое другое.